суббота, 18 января 2020 г.



23 января - день почерка (день ручного письма)

Каждый год 23 января в мире отмечается 
День почерка или День ручного письма (National Handwriting Day), который учрежден с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Инициатором Дня стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA), которая и провозгласила датой «рукописного» праздника 23 января.

Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты, СМС и других средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. И, возможно, в недалеком будущем письмо или открытка, написанные «от руки», станут желанным приобретением. В этот день существует замечательная традиция: написать коротенькое письмо, сообщение, но главное — от руки! Сегодня в эпоху Интернета и мобильной связи эпистолярный жанр вымирает, но вдруг сегодня у вас появится желание написать хотя бы записку (на бумаге!), короткое послание тому, к кому вы неравнодушны. Возможно, вы сами удивитесь, на что вы способны!

Почерк человека строго индивидуален и зависит от состояния психики, возраста, характера, половой принадлежности, вида деятельности. Все эти особенности изучает наука графология. Специалисты-графологи без ошибки определят основные черты человека, написавшего текст. Ещё Аристотель высказывал мысли, что почерк отражает характер пишущего. Начиная со времен византийского императора Юстиниана (5-6 век) в законодательстве находило закрепление исследование почерка в судебных целях. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. И в эпоху Возрождения, например, итальянец Бальдо в 1622 году написал целый трактат на эту же тему «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей. Однако, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём… К теме определения характера по почерку обращались и Гёте, Лафатер, Лейбниц, аббат Мишон.
В XVII веке изучением письма стали заниматься графологи, которые стремились установить по почерку характер человека, основателем графологии считается французский аббат Мишон. XIX—XX века отмечены трудами по графологии французских криминалистов А. Бертильона и Э. Локара. Отечественная доктрина того времени представлена Е. Ф. Буринским, который впервые обратил вниманием на взаимосвязь между физиологическими особенностями человека и его почерком.
В России уже в XV веке сравнение рукописей использовалось при установлении подлинности документов. Позднее, в своде законов Российской империи 1857 г., указывалось, что «рассмотрение и сличение почерков производится по назначению суда». Такое исследование поручалось секретарям присутственных мест, учителям чистописания или другим преподавателям.

Графология (от др.-греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Хотя вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека в психологии, в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное, а также относится к протонаучному способу мышления.
                                                                                                                                                            
Расцвет судебного почерковедения приходится на 1970-1990-е XX века, тогда были предприняты удачные попытки установления пола, возраста, образования и даже роста исполнителя рукописи.
 Современные почерковеды могут воссоздать портрет человека по 7 основным характеристикам: размеру букв, их наклону и форме, направлению почерка, интенсивности нажима, характеру написания слов и общей оценке почерка.
Почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.
Интересно, что исследование почерка применяется ещё и в космической медицинеЗаписи, сделанные космонавтами на орбите Земли, тщательно изучаются учёными на предмет психологического состояния нервной системы космонавтов в момент написания.
Кстати, автограф, как собственноручная подпись автора, тоже есть предмет изучения графологов. У этих слов даже корень один.
Красивый почерк сейчас становится всё большей редкостью. Мы все куда-то спешим, даже в написании элементарных слов. Неразборчивостью писаний знамениты врачи, в ускоренном темпе современной жизни это стало их профессиональной чертой.
И всё же не стоит забывать, что почерк человека похож на искусство. Мы можем использовать его, чтобы выразить себя и быть творческой личностью. Это почти как ремесло. Не зря традиционные учителя хотели бы учить своих учеников «чистописанию», а не просто «написанию». Более высоким видом искусства является каллиграфия. Люди могут учиться писать каллиграфически одну букву в течение нескольких лет. К сожалению, такое упорство уже практически уникально.
Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.
Искусству красивого письма посвящены целые экспозиции в крупнейших музеях мира. Единственный в мире музей каллиграфии находится в Москве.
Но только в Современном музее каллиграфии в Сокольниках это утончённое искусство является основным направлением работы. 
На сайте музея https://www.calligraphy-museum.com/  можно найти много интересной информации.
•Арабская вязь, занявшая ключевое место в мусульманском искусстве
•Европейская каллиграфия, уходящая корнями в античность
•Древнейшее искусство китайской каллиграфии
•Лаконичное японское каллиграфическое письмо
•Славянская каллиграфия, близкая сердцу каждого русского человека
Также вы познакомитесь с современными каллиграфическими работами.
Например, в музее хранится рукописная Конституция Российской Федерации.
Современный музей каллиграфии – это не просто музей. Это международный культурно-образовательный центр, на базе которого проводятся уникальные выставки, экскурсии и мастер-классы. Курсы каллиграфии и леттеринга для детей и взрослых разработаны ведущими мастерами и рассчитаны на разные уровни подготовки.
Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

История письменности — это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.

Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.
Буквы окружают нас со всех сторон.
Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Многие слышали красивое, но непонятное слово «леттеринг». Давайте разберемся, что это за новый вид искусства, как он связан и чем отличается от каллиграфии.

Если простыми словами леттеринг - это рисование букв. Именно в этом главное особенность этой техники. И скорее всего благодаря интернету вы уже знакомы с леттерингом, но не догадывались что это именно оно. Да даже в модных кофейнях на досках с меню, уже давно слова не просто пишут, а рисуют ими целую композицию. Леттеринг приносит жизнь, настроение в буквы. Благодаря нему можно задать нужный смысл в общий вид слова, который будет понятен, еще не читая его, а лишь взглянув. Не маловажным плюсом леттеринга является то что научится ему может абсолютно любой. Ведь каллиграфия – это четкое ровное написание букв, а леттеринг – полет фантазии, художественная сублимация.
В рекламе, на магазинных вывесках, в телешоу и даже на упаковке вашего любимого йогурта. Чаще всего вы видите типографику, однако в некоторых случаях используется леттеринг.
Да, леттеринг и типографика – это совершенно разные вещи. Хотя два понятия неразрывно связаны, поскольку и типографика и леттеринг одинаковым способом доносят информацию читателю.
Леттеринг – это единственные в своем роде буквы, написанные для уникальной надписи, названия или проекта. Это надпись, где каждый символ пишется вручную, что обеспечивает его оригинальность.
В леттеринге буквы рисуются только один раз и только для определенного контекста. Это главное его отличие от типографики, где в разных словах одна буква пишется совершенно одинаково.
Конечно вы можете возразить, что с помощью лигатур и альтернатив буквы в типографике могут изменятся. Однако шрифт остается шрифтом – системой готовых букв, которые можно воспроизводить до бесконечности.

Процесс письма позволяет развивать все три присущие людям сенсорных системы: аудиальную, если мы пишем под диктовку или проговариваем текст, визуальную, когда мы наблюдаем за появлением букв на бумаге, кинестетическую – за счет прикосновения к ручке и бумаге. Когда человек меняет ручку на клавиатуру, мозг лишается ответа на действие руки. Выводя буквы на бумаге, мы лучше концентрируемся и тренируем рабочую память. И хорошо, что письмо «вручную» – процесс медленный: чем дольше длится получаемый мозгом сигнал, тем лучше он усваивается. Эксперименты доказывают, что ручкой человек пишет лучше и разнообразнее, использует сложные обороты, яснее выражает свою мысль, мыслит образнее. Может, именно поэтому многие известные писатели (Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг) предпочитали писать романы и пьесы от руки даже тогда, когда их коллеги пересели за клавиатуру? Чаще писать от руки – значит чаще проявлять свою индивидуальность. Она выражается в форме и размере букв, беглости почерка, расположении текста на странице.
Кроме того, занятия каллиграфией помогают бороться с дислексией – расстройством навыков чтения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Golden Books